Первый в Казахстане комплекс заправки воздушных судов построят в аэропорту Караганды - «Уют и комфорт»
Караганда станет первым городом Казахстана, где самолёты смогут заправляться на месте, без привлечения сторонних поставщиков топлива.
Сегодня в Караганде представители властей и инвесторов заложили первый камень под строительство современного топливозаправочного комплекса (ТЗК) в аэропорту Сары-Арка, а также подписание серии двусторонних стратегических документов между Казахстаном и Китаем.
Проект направлен на развитие инфраструктуры, создание эффективных транспортных коридоров и расширение авиационного партнёрства.
Встреча в аэропорту делегации из Китая
Открывая мероприятие, аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев подчеркнул, что сегодняшнее событие символизирует новый уровень доверия и сотрудничества между Казахстаном и зарубежными партнёрами. По его словам, закладка фундамента современного топливозаправочного комплекса в аэропорту "Сары-Арка" является важным шагом в развитии авиационной инфраструктуры страны.
Аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев
"Учитывая объём перевозок нашего аэропорта, начата серьёзная работа по его превращению в континентальный мультимодальный хаб. Сегодня аэропорт "Сары-Арка" способен обрабатывать до 50 тонн груза в год, а в ближайшие четыре года этот показатель увеличится до 200 тонн. В скором времени мы сможем обеспечивать крупногабаритные воздушные суда высококачественным авиационным топливом, соответствующим международным стандартам. В сочетании с растущей пропускной способностью портов на Каспие Караганда станет важным международным логистическим узлом от Китая до Европы. Этот проект реализован по поручению главы государства", – подчеркнул он.
Аким добавил, что считает этот проект важным шагом в развитии стратегического сотрудничества Казахстана и Китая, так как он соединит транспортные хабы Урумчи и Караганды, откроет для Карагандинской области новые логистические и авиационные возможности.
"Уверен, что это станет мощным толчком для развития транзитного потенциала, экономики области и укрепления партнёрства между нашими странами", – сказал Ермаганбет Булекпаев.
Проект строительства ТЗК предусматривает приём, хранение и заправку авиатопливом марки Jet A-1 и реализуется в три этапа с ежегодным увеличением объёмов резервуарного парка. На первом этапе, который завершится в конце 2025 – начале 2026 года, будет выполнено проектирование и монтаж технологического оборудования. Второй этап предполагает строительство резервуара объёмом 2000 м³ и комплекса для обслуживания персонала, завершение – конец 2026 года. На третьем этапе, планируемом к реализации в третьем квартале 2027 года, объём склада увеличат до 4000 м³. Компания реализует проект в соответствии с европейскими стандартами JIG, EI, AFQP в стратегическом партнёрстве с компанией Petro China.
Церемония закладки камня под строительство ТЗК
Для укрепления авиационного сотрудничества компании учредили совместное предприятие Silkway Aviation Airport Development (Silu Hangkong), учреждённое китайскими компаниями и казахстанской ASG (Тимур Турлов, Ерлан Оспанов и Руслан Габбасов). Оно займётся поставками авиатоплива JET A-1, обеспечивая стабильные и надёжные поставки, а также организацией мультимодальных перевозок грузов из Китая в Европу через Казахстан, что позволит значительно укрепить транзитный потенциал страны.
Председатель совета директоров аэропорта "Сары-Арка" и учредитель Jet Fuel Service Ерлан Оспанов
Затем выступил председатель совета директоров аэропорта "Сары-Арка" и учредитель Jet Fuel Service Ерлан Оспанов, который подчеркнул, что запуск нового объекта станет первым шагом в реализации масштабного плана по развитию воздушной гавани Караганды.
"Сегодня мы открываем новые горизонты двустороннего сотрудничества в области топливной безопасности и развития транспортных связей Казахстана и Китая. Строительство ТЗК и предстоящая реализация подписанных сегодня соглашений укрепят экономические связи между двумя странами, поспособствуют развитию транспортной и логистической инфраструктуры в рамках глобальной инициативы One Belt One Road и станут важным вкладом в расширение транзитных маршрутов и повышение эффективности грузоперевозок", – отметил он.
По его словам, комплекс будет обслуживать воздушные суда, выполняющие полёты в Караганду и из Караганды в другие регионы. В Казахстане на сегодняшний день применяется в основном топливо марки ТС, в то время как Jet A-1 является международным стандартом и востребован среди зарубежных авиакомпаний. Новый объект позволит диверсифицировать поставки, насытить рынок импортным топливом и снизить его стоимость за счёт конкуренции.
"Строительство ТЗК будет проходить поэтапно: на первом этапе предусмотрено размещение резервуаров объёмом 2000 м³ с последующим увеличением мощностей до 5, 10 и 20 тысяч м³. Хотя комплекс не сможет полностью закрыть потребности всей страны, он обеспечит стабильное снабжение аэропорта Караганды и прилегающего региона. В настоящее время воздушная гавань принимает в среднем по два-три рейса в сутки, включая крупные грузовые суда", – продолжил Оспанов.
Церемония закладки капсулы в камень под строительство ТЗК
Проект, как он отметил, ориентирован на развитие грузовой программы и увеличение транзитных перевозок, прежде всего между Китаем и Европой, а также Ближним Востоком. Благодаря выгодному географическому положению Караганда сможет занять ключевое место в реализации международной программы "Один пояс – один путь". Расширение географии полётов и увеличение количества рейсов создаст дополнительные доходы для аэропорта, новые рабочие места и новые возможности для региональной экономики.
Топливо Jet A-1 будет поставляться по железной дороге из Китая и храниться в специально оборудованных резервуарах с последующей заправкой самолётов. Комплекс возводят с соблюдением всех норм экологической и промышленной безопасности, при этом на территории будет проводиться благоустройство и озеленение.
"В настоящее время основным поставщиком авиатоплива в Казахстан остаётся Россия. Подписание соглашений с Petro China позволит диверсифицировать источники поставок, а также стабилизировать и снизить цены за счёт введения нулевой ставки НДС на импорт авиационного топлива и увеличения конкурентоспособности на рынке.
Стоимость первого этапа строительства оценивается более чем в один млн долларов и финансируется за счёт собственных средств акционеров. Срок реализации – около девяти месяцев, но сперва необходимо пройти разработку проектной документации и всех необходимых экспертиз", – сообщил он.
Затем состоялось подписание стратегических документов: соглашения о поставках авиатоплива между Petro China Kazakhstan и Silkway Aviation Airport Development, соглашения о развитии авиационных связей между аэропортами Урумчи и Караганды, а также соглашения о координации грузовых потоков для повышения эффективности логистики между Silkway Aviation Airport Development и аэропортом Караганды.
Подписание документов
Генеральный директор Petro China International Kazakhstan Ltd. Гэн Цзянь, говоря о проекте, отметил готовность обеспечивать высокое качество поставляемого топлива.
"Опираясь на новую ступень политического сотрудничества Казахстана и Китая в сфере энергетики, компания PetroChina International (Kazakhstan) Ltd. как основной участник проекта по снабжению авиатопливом аэропорта Караганды готова осуществлять поставки высококачественного авиатоплива Jet A-1, внося свой вклад в развитие казахстанской авиатранспортной инфраструктуры", – сказал он.
Генеральный директор Petro China International Kazakhstan Ltd. Гэн Цзянь
К слову, идея строительства топливозаправочного комплекса, как пояснила директор Turlov Private Holding и член совета директоров аэропорта "Сары-Арка" Ольга Баскакова, возникла из-за многолетнего дефицита авиационного топлива в Казахстане. В отдельные периоды топливо доступно в достаточном объёме, однако в другие ощущается его острая нехватка. Кроме того, не во всех аэропортах цены на топливо привлекательны для перевозчиков.
“В этой связи в аэропорту Караганды, мажоритарным акционером которого является компания Turlov Private Holding, было принято решение модернизировать действующий топливозаправочный комплекс для приёма топлива марки ТС и построить новый объект для приёма авиатоплива Jet A-1.Сегодняшний день знаменует собой закладку фундамента этого проекта, который позволит сделать аэропорт более конкурентоспособным и востребованным на международном уровне”, – сказала она.
Директор Turlov Private Holding и член совета директоров аэропорта "Сары-Арка" Ольга Баскакова
По словам Баскаковой, Jet A-1 – это более экологичное топливо мирового стандарта, которое в Казахстане пока не завозится. Вопрос его поставок поднимался на протяжении многих лет, однако только сейчас аэропорт Караганды стал первым в стране, кто приступил к реализации подобного проекта. Это даст авиаперевозчикам больше свободы в выборе поставщика и сделает аэропорт привлекательным как для технических посадок, так и в качестве грузового хаба.
“Доступность топлива и его конкурентная цена станут ключевыми факторами для привлечения новых авиакомпаний. Следующим этапом предусмотрено развитие инфраструктуры – строительство дополнительных ангаров для хранения и переработки товаров, авиационных складов, объектов таможенной очистки, гостиничного комплекса и приаэропортовой зоны. Ожидается, что появление Jet A-1 увеличит грузопоток и расширит круг перевозчиков, работающих с аэропортом Караганды, – продолжила она.
Баскакова подчеркнула, что в Казахстане в настоящее время нет ни одного комплекса для хранения Jet A-1, поскольку данное топливо требует особых технических условий приёма и хранения. Даже в аэропорту Алматы, где предлагалось разместить аналогичный объект, строительство пока не начато. Таким образом, Караганда станет первым городом страны, где будет создан подобный комплекс.
Церемония закладки капсулы в камень под строительство ТЗК
Особое значение этот проект имеет для международных перевозчиков, поскольку у ряда авиакомпаний Jet A-1 стоит в приоритете по требованиям безопасности. При его отсутствии они не включают аэропорты в Казахстане в свои маршруты. Введение в эксплуатацию комплекса в Караганде позволит стране занять достойное место на карте международных перелётов, привлечь транзитные рейсы и открыть новые направления.
По словам председателя правления аэропорта "Сары-Арка" Руслана Габбасова, на новое авиационное топливо получена сертификация, аккредитацию получили в рамках Евразийского экономического союза, и лаборатория аэропорта также прошла аккредитацию.
Председатель правления аэропорта "Сары-Арка" Руслан Габбасов
“Внедрение повысит конкурентоспособность аэропортов и позволит принимать больше зарубежных рейсов. Новый комплекс даст возможность импортировать топливо из Китая, а при необходимости – экспортировать. Это станет альтернативой российским поставкам и создаст условия для снижения цен за счёт конкуренции”, – отметил он.
Подытоживая, можно отметить, что строительство топливозаправочного комплекса в аэропорту Караганды стало важным шагом на пути к укреплению транспортного потенциала страны. Реализация проекта позволит повысить привлекательность Казахстана как транзитного узла, расширить географию полётов и укрепить экономическое сотрудничество с ключевыми партнёрами.