Как архитектура в союзе с ИИ меняет облик городов и причём тут "казахстанский Сингапур" - «Уют и комфорт»
Европейский архитектор о том, почему однообразию необходимо уйти в прошлое и как технологии помогают создавать уникальные пространства.
Архитектура – это не просто про стены и крыши. Это про то, как мы живём, работаем, отдыхаем и взаимодействуем друг с другом. Сегодня в мире, где информация обновляется быстрее, чем мы успеваем её переварить, а виртуальные технологии меняют представление о пространстве, архитектура стоит перед новым вызовом: как оставаться актуальной в эпоху искусственного интеллекта (ИИ) и метавселенных?
Этот вопрос особенно важен для новых городов, где архитектура становится не только инструментом строительства, но и средством формирования среды будущего. Один из таких проектов – город Алатау вблизи Алматы (с учётом перспектив Алатау его уже называют "Сингапуром Центральной Азии" и "будущим бизнес-хабом региона"). Над концепцией казахстанского умного города и работает британская архитектурная компания Zaha Hadid Architects, внедряя современные градостроительные решения, учитывающие культуру, климат и технологический прогресс.
В этой связи в Алматы побывал немецкий архитектор – сооснователь Zaha Hadid Architects и пионер параметризма Патрик Шумахер, который рассказал своим казахстанским коллегам о веяниях в архитектуре и о том, как изменилась эта сфера буквально на глазах с появлением искусственного интеллекта. Увлекательный мастер-класс архитектор провёл в стенах КазГАСА.
Европейский архитектор описал свою картинку будущего городов планеты и то, как параметризм меняет подход к градостроительству, почему он пришёл на смену модернизму и какую роль в этом играет искусственный интеллект.
Он уверен – архитектура должна адаптироваться и говорить на языке времени. Его проекты – от волнообразного центра Гейдара Алиева в Баку до футуристического аэропорта Дасин в Пекине – уже изменили представление о том, каким может быть городской ландшафт.

Дух времени в каждом стиле
Архитектура никогда не существует в вакууме. Она всегда была и остаётся зеркалом социальных, экономических и технологических трансформаций.
- Ренессанс возник в период раннего капитализма и городских республик. Архитектура того времени стремилась к ясности, пропорциям и индивидуальному авторству, что соответствовало новым идеям о человеке и мире.
- Барокко выразило эпоху абсолютизма и централизации власти. Монументальные дворцы и соборы стали символами государственной мощи и церковного влияния.
- Модернизм появился как отклик на индустриализацию и массовое производство. Он пропагандировал функциональность, стандартизацию и отказ от избыточного декора – всё это соответствовало требованиям быстро растущих городов и новых производственных процессов.
Сегодня, в эпоху знаний и сетевого общества информация стала ключевым ресурсом. Люди работают в гибридных форматах, а границы между работой и личной жизнью размываются.
Именно на эту реальность откликается параметризм – архитектурное направление, которое Шумахер развивает последние 30 лет. Если модернизм стремился к стандартизации и повторяемости, то параметризм делает ставку на изменения, адаптацию и непрерывное разнообразие.
"Мы можем создавать динамичные, трансформируемые пространства, где стены открываются или закрываются. В офисах важно быстро переключаться между работой в одиночку и групповыми встречами. Это не просто вопрос удобства – это влияет на продуктивность. Каждое пространство должно сообщать о своём предназначении и вызывать нужное поведение. За одним столом можно пригласить кого-то присоединиться, за другим – дать понять, что предпочитаете остаться в одиночестве. Всё это можно выразить через дизайн мебели, освещение и организацию пространства".
Здание в стиле параметризма / Фото Parametric-architecture.com
Становление параметризма
Параметризм как архитектурное направление включает в себя несколько этапов и подстилей, каждый из которых отражает эволюцию методов проектирования и работы с формами:
- Фолдинг (Folding) – архитектура "складок". Пространство формируется за счёт изгибов поверхности, без привычных стен и чётких границ. В таких интерьерах лестницы выглядят как продолжение пола, сиденья и освещение встроены в общий поток. Всё это создаёт текучие и открытые зоны, где переходы между функциями ощущаются естественно.
- Блобизм (Blobism) – архитектура "капель". Здесь в основе мягкие, органичные формы. Они позволяют создавать пространства с разной степенью разделения без жёстких перегородок. Такой подход делает интерьеры гибкими и визуально приятными, с ощущением живого пластичного пространства.
- Свармизм (Swarmism) – архитектура "роя". Идея вдохновлена природой: как движутся стаи птиц или рои насекомых. Архитекторы создают системы из множества взаимосвязанных элементов, которые вместе формируют целостное динамичное пространство. Это особенно важно в городском планировании для организации транспортных потоков, пешеходных зон и соединения новых районов со старыми.
- Тектонизм (Tectonism) – самый современный этап параметризма. В этом случае архитектура тесно связана с инженерией и новыми технологиями. Задача – проектировать лёгкие, прочные и энергоэффективные здания. Это про умное использование материалов и стремление к максимальной рациональности без потери выразительности.
Фолдинг, блобизм, свармизм, тектонизм / Изображения сгенерированы ИИ
Патрик Шумахер подчёркивает: "Суть параметризма – не в уходе в ретро и не в повторении прошлого. Университеты и профессиональные сообщества должны перестать воспроизводить старые подходы. Если мы продолжаем строить так же, как 80 лет назад, зачем тогда академическая дисциплина? Архитектура – это не ремесло, а способ осмысления и формирования среды, в которой живёт общество".
Переход в тектонизм
Несмотря на адаптивность параметризма, со временем стало ясно: разнообразия форм и плавности пространств недостаточно. Архитектуре требуются решения, учитывающие инженерную логику, экологию и рациональное использование ресурсов.
Так возник тектонизм – следующий шаг в развитии архитектуры, где эстетика сочетается с конструктивной строгостью. Это не только о красивых формах, но и о том, как здание работает, из чего сделано и насколько эффективно использует материалы.
"Теперь мы используем более сложные геометрии – антикластические поверхности, минимальные оболочки, конструкции на активном изгибе и сжатие. Программное обеспечение автоматически находит оптимальную форму, делая процесс быстрее и рациональнее. Вместо скрытых под оболочкой громоздких конструкций мы интегрируем структуру и пространство, создавая здания легче, дешевле и уникальнее. Архитектура становится понятнее: заходя внутрь, человек видит, как конструкции поддерживают пространство и где проходят силовые потоки".

Стул, разработанный в тектоническом стиле / Иллюстрация Develop3d.com
ИИ в архитектуре
С приходом ИИ архитектурное проектирование вышло на новый уровень. Сегодня можно генерировать сотни концептов за день, используя открытые данные и интернет-ресурсы. Программы вроде DALL-E 2, обученные на реальных проектах, позволяют создавать визуализации музеев, городов и других объектов по простому текстовому запросу.
Однако несмотря на эти достижения, ИИ пока не до конца понимает сложные принципы тектонизма – причиной тому является ограниченное количество реализованных проектов в этом стиле. Чтобы преодолеть это, архитекторы загружают данные своих мастер-планов в нейросети. Например, можно закодировать проект цветами: синий – вода, зелёный – парки, а ИИ на этой основе создаёт архитектурные формы.
"Удивительно, но если ввести в поиск "архитектура ИИ" без дополнительных указаний, то 75–80% изображений будет соответствовать параметризму. Это говорит о том, что молодые архитекторы хотят работать в этом стиле, даже если в университетах его не преподают. Они изучают его самостоятельно", – рассказывает Патрик Шумахер.

Пример генерации изображения по запросу "ИИ архитектура"
Надо признать, нейросети иногда допускают ошибки в конструкциях или создают нереалистичные элементы, но архитектурное сообщество активно работает над устранением этих недочётов.
Что будет дальше?
Предсказать, каким будет следующий этап развития архитектуры, сложно. Собеседник отметил, что даже если на горизонте появляется новое явление, его реальное влияние не всегда очевидно:
"В 70-х некоторые учёные в сфере вычислительных технологий начали задумываться о ранних этапах интернета. В 80-х – о метавселенной, которая, возможно, станет частью нашей жизни в течение следующего десятилетия. Я сам в 90-х работал над концепцией виртуального колледжа. Иногда визионеры угадывают будущее, но в большинстве случаев – нет. Из тысячи предсказаний лишь одно оказывается верным".
В настоящее время одним из таких предположений является распространение метавселенной и её влияние на архитектуру. Шумахер оценивает вероятность её значительного воздействия на архитектурную практику в ближайшие годы всего в 10%, но считает, что полностью игнорировать этот процесс нельзя. Архитектура будущего будет искать баланс между физическими пространствами и виртуальными средами.