Как заставить ребенка учиться – часть 2 - «Советы Хозяйке»
Продолжение.
«Учиться слишком просто» – как ни странно, довольно часто именно эта проблема становится причиной нелюбви подростка к определенным урокам.
Представьте, что мастера спорта по плаванию вынуждают заниматься в детском бассейне – разве ему не станет скучно? Так пропадает желание бесконечно выполнять дома одни и те же простые упражнения, появляется уверенность, что можно игнорировать предмет, ведь «все и так понятно».
Коварство этой ситуации не только в утрате интереса к предмету, но и в том, что от позиции «Мне все и так понятно» до позиции «О Боже, кажется, я ничего не понимаю!» в школьной программе буквально один шаг.
В такой ситуации важно не упустить момент, пока предмет дается легко, но интерес к нему еще не потерян! Возможно, пора записаться на факультативные занятия, попробовать свои силы в городских олимпиадах или даже задуматься о переводе в профильную школу. В любом случае, это повод как минимум встретиться с учителем и обсудить перспективы обучения!
«А зачем учиться?»
Очень часто дети (и, в первую очередь, родители) не видят, где они смогут применить свои школьные знания, настолько они оторваны от окружающей нас реальности.
Но все-таки не стоит забывать, что комплекс естественнонаучных дисциплин дает ребенку вполне исчерпывающие знания об окружающем мире, «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (это еще Ломоносов подметил), а быть грамотным и эрудированным человеком – просто здорово, и автоматически повышает социальный статус человека.
Многие предметы нужны даже не для того, чтобы на всю жизнь запомнить, например, особенности протекания определенной химической реакции, или как звали второстепенного героя книги, – они учат нас анализировать, мыслить, находить нестандартные решения, справляться с трудными задачами, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы… А без всего этого в нашей взрослой жизни точно не обойтись!
На самом деле, причин гораздо больше – возможно, на ситуацию влияет фактор некомфортной психологической обстановки в классе, конфликта с педагогом, или, к примеру, патологической боязни публичных выступлений. Будьте внимательны к своему ребенку, не забывайте спрашивать, как прошел день в школе, и прислушивайтесь к его рассказам, – это поможет вовремя выявить проблему и решить ее, пока не стало слишком поздно.
Если ребенок плохо учится: чего делать не стоит
Во-первых, нельзя «приклеивать ярлыки». Чаще всего мы знаем это правило, и все равно называем ребенка неучем, бестолочью или подбираем еще менее лестные прозвища. А это, между прочим, довольно обидно!
Школьная неуспеваемость и сама по себе неприятна, но когда ребенок получает такого рода домашнюю «поддержку», она становится и вовсе невыносимой. И почему-то эти негативные ярлыки нисколько не меняют ситуацию к лучшему, и «неуч» не бросается радостно за зубрежку, а, напротив, закрывается, отдаляется от родителей, злится на учителей и забрасывает любые попытки что-то изменить.
Получается, при использовании таких ярлыков и обидных прозвищ мы довольно эгоистично выплескиваем собственное раздражение, гнев и обиду на ребенка вместо того, чтобы попробовать конструктивно решить проблему.
Как правильно: пользуйтесь «Я-высказываниями» – «мне не нравится», «я думаю, что…», и сделайте для себя правилом давать оценку не личности ребенка, а самому поступку.
Во-вторых, постарайтесь не переборщить с похвалой. Пожалуй, самое частое, что слышат неуспешные дети – «Ты такой способный мальчик, но просто ленивый».
Нам кажется, что именно эти слова должны пробудить в нем сознательность и немедленное желание воспользоваться своими способностями. Но нередко такой подход формирует у ребенка установку, что развиваться просто нет необходимости, он «и так способный».
Также велика вероятность попасть в ловушку постоянного самооправдания: «я бы сделал уроки, но я такой несобранный», «я бы пошел на физкультуру, но я так люблю поспать». Этот прием очень быстро усваивается и, более того, рискует стать жизненным кредо в будущем.
Как правильно: любая похвала должна быть заслуженной и соответствовать поступку. Любой, даже самый незначительный, успех важно поощрить – соответственно усилиям, затраченным на его достижение.
В-третьих, опасно злоупотреблять материальным подкреплением хороших отметок. Часто отчаявшиеся родители вводят своеобразный «бартер», предлагая ребенку деньги или покупку вещей взамен на хорошую учебу.
Иногда этот способ действительно срабатывает, но при его применении внутренняя мотивация жестко заменяется внешней, не относящейся к ценности самого познавательного процесса. Риск метода очевиден: мы можем раз и навсегда загубить так и не включившуюся познавательную активность ребенка!
Нередко родители становятся заложниками бартерных отношений, обесценивая простую похвалу. Дети очень быстро схватывают суть ситуации, и велика опасность в следующий раз, в ответ на просьбу помыть посуду, услышать: «А что мне за это будет?». И отделаться «большим человеческим спасибо» станет не так-то просто…
Как правильно: совершенно не обязательно полностью отказываться от метода, просто ограничьте его применение. Пусть подкрепление осуществляется не за каждую оценку, а за успешный итог года. В любом случае, не торгуйтесь: сразу оговорите условия и строго придерживайтесь их.
И, конечно, это дело вкуса, но пусть это будут не деньги, а, например, поездка, о которой он будет думать весь год, или какая-то вещь, о которой он давно мечтал, хотя вы и не видите в ней крайней
«Учиться слишком просто» – как ни странно, довольно часто именно эта проблема становится причиной нелюбви подростка к определенным урокам.
Представьте, что мастера спорта по плаванию вынуждают заниматься в детском бассейне – разве ему не станет скучно? Так пропадает желание бесконечно выполнять дома одни и те же простые упражнения, появляется уверенность, что можно игнорировать предмет, ведь «все и так понятно».
Коварство этой ситуации не только в утрате интереса к предмету, но и в том, что от позиции «Мне все и так понятно» до позиции «О Боже, кажется, я ничего не понимаю!» в школьной программе буквально один шаг.
В такой ситуации важно не упустить момент, пока предмет дается легко, но интерес к нему еще не потерян! Возможно, пора записаться на факультативные занятия, попробовать свои силы в городских олимпиадах или даже задуматься о переводе в профильную школу. В любом случае, это повод как минимум встретиться с учителем и обсудить перспективы обучения!
«А зачем учиться?»
Очень часто дети (и, в первую очередь, родители) не видят, где они смогут применить свои школьные знания, настолько они оторваны от окружающей нас реальности.
Но все-таки не стоит забывать, что комплекс естественнонаучных дисциплин дает ребенку вполне исчерпывающие знания об окружающем мире, «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (это еще Ломоносов подметил), а быть грамотным и эрудированным человеком – просто здорово, и автоматически повышает социальный статус человека.
Многие предметы нужны даже не для того, чтобы на всю жизнь запомнить, например, особенности протекания определенной химической реакции, или как звали второстепенного героя книги, – они учат нас анализировать, мыслить, находить нестандартные решения, справляться с трудными задачами, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы… А без всего этого в нашей взрослой жизни точно не обойтись!
На самом деле, причин гораздо больше – возможно, на ситуацию влияет фактор некомфортной психологической обстановки в классе, конфликта с педагогом, или, к примеру, патологической боязни публичных выступлений. Будьте внимательны к своему ребенку, не забывайте спрашивать, как прошел день в школе, и прислушивайтесь к его рассказам, – это поможет вовремя выявить проблему и решить ее, пока не стало слишком поздно.
Если ребенок плохо учится: чего делать не стоит
Во-первых, нельзя «приклеивать ярлыки». Чаще всего мы знаем это правило, и все равно называем ребенка неучем, бестолочью или подбираем еще менее лестные прозвища. А это, между прочим, довольно обидно!
Школьная неуспеваемость и сама по себе неприятна, но когда ребенок получает такого рода домашнюю «поддержку», она становится и вовсе невыносимой. И почему-то эти негативные ярлыки нисколько не меняют ситуацию к лучшему, и «неуч» не бросается радостно за зубрежку, а, напротив, закрывается, отдаляется от родителей, злится на учителей и забрасывает любые попытки что-то изменить.
Получается, при использовании таких ярлыков и обидных прозвищ мы довольно эгоистично выплескиваем собственное раздражение, гнев и обиду на ребенка вместо того, чтобы попробовать конструктивно решить проблему.
Как правильно: пользуйтесь «Я-высказываниями» – «мне не нравится», «я думаю, что…», и сделайте для себя правилом давать оценку не личности ребенка, а самому поступку.
Во-вторых, постарайтесь не переборщить с похвалой. Пожалуй, самое частое, что слышат неуспешные дети – «Ты такой способный мальчик, но просто ленивый».
Нам кажется, что именно эти слова должны пробудить в нем сознательность и немедленное желание воспользоваться своими способностями. Но нередко такой подход формирует у ребенка установку, что развиваться просто нет необходимости, он «и так способный».
Также велика вероятность попасть в ловушку постоянного самооправдания: «я бы сделал уроки, но я такой несобранный», «я бы пошел на физкультуру, но я так люблю поспать». Этот прием очень быстро усваивается и, более того, рискует стать жизненным кредо в будущем.
Как правильно: любая похвала должна быть заслуженной и соответствовать поступку. Любой, даже самый незначительный, успех важно поощрить – соответственно усилиям, затраченным на его достижение.
В-третьих, опасно злоупотреблять материальным подкреплением хороших отметок. Часто отчаявшиеся родители вводят своеобразный «бартер», предлагая ребенку деньги или покупку вещей взамен на хорошую учебу.
Иногда этот способ действительно срабатывает, но при его применении внутренняя мотивация жестко заменяется внешней, не относящейся к ценности самого познавательного процесса. Риск метода очевиден: мы можем раз и навсегда загубить так и не включившуюся познавательную активность ребенка!
Нередко родители становятся заложниками бартерных отношений, обесценивая простую похвалу. Дети очень быстро схватывают суть ситуации, и велика опасность в следующий раз, в ответ на просьбу помыть посуду, услышать: «А что мне за это будет?». И отделаться «большим человеческим спасибо» станет не так-то просто…
Как правильно: совершенно не обязательно полностью отказываться от метода, просто ограничьте его применение. Пусть подкрепление осуществляется не за каждую оценку, а за успешный итог года. В любом случае, не торгуйтесь: сразу оговорите условия и строго придерживайтесь их.
И, конечно, это дело вкуса, но пусть это будут не деньги, а, например, поездка, о которой он будет думать весь год, или какая-то вещь, о которой он давно мечтал, хотя вы и не видите в ней крайней