"Есть одно звонкое но". Проект Строительного кодекса раскритиковали в НПП "Атамекен" - «Уют и комфорт»
В Министерстве промышленности ответили, что доводы представителей нацпалаты не соответствуют действительности.
В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" обсудили проект Строительного кодекса, разработка которого стартовала в начале 2023 года.
Эксперты считают, что проект кодекса представляет собой в большей степени конгломерат действующих НПА и законов, частично и цельно слитых в единый документ и "поданных под соусом новшества и инноваций".
"Сама подача проекта кодекса была невероятно хороша. Вместе с тем следует учесть одно звонкое но – содержание презентации не совсем соответствуют фактическому исполнению. Поэтому человек, неискушённый в вопросах строительной индустрии и незнакомый с актуальными её проблемами, воспримет презентованный проект как хорошо подготовленный, идеально выверенный документ. К сожалению, содержание и подача кодекса не изменились в главном – в концепции", – считает председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП "Атамекен" Ирина Манжанова.
Как она отметила, сейчас проект фактически представляет собой расширенный дубликат законов, которыми строительная отрасль уже пользуется. По словам Ирины Манжановой, проект задумывался как переосмысленный вариант законов, предлагающий новые способы регулирования деятельности индустрии, но, к сожалению, эту задачу не выполнили.
"Очевидно, что в таком виде принципиальное принятие проекта кодекса не является архиважной проблемой. Сами строители – те, кто непосредственно возводит здания и иные сооружения, могли в течение ещё двух-пяти лет спокойно существовать с действующим законодательством. Иных вопросов, кроме вопросов строительства, кодекс не решает", – добавила она.
Глава комитета также пояснила, что строительство – это то, как нужно делать кирпичную кладку и что должен сделать подрядчик в том или ином случае. Градостроительство же определяют как область архитектуры и строительства, комплексно решающую экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические и эстетические задачи. Существенная разница между двумя этими понятиями предельно ясна.
"Ничего существенно нового и критически важного, помимо уже действующих норм, в кодекс не добавили. С великим сомнением и разумной долей скептицизма следует также отнестись к утверждению, что будет наблюдаться повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Инвестиционная привлекательность – это обширное, многогранное понятие, которое в основном складывают из соотношения уровня риска, уровня доходности и стоимости финансовых ресурсов в той или иной стране, регионе или отрасли для инвесторов. Принятие или непринятие кодекса никак не повлияет ни на рыночную стабильность отрасли, ни на экономические флуктуации внутри страны", – подытожили эксперты.
В Министерстве промышленности и строительства в ответ на публикацию НПП "Атамекен" сообщили, что при разработке проекта Строительного кодекса в приоритет ставили формирование комфортной и безопасной среды и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населённых пунктов, в том числе обеспечение качества строительства. Тогда как основным приоритетом бизнеса является получение прибыли и минимизация государственного регулирования.
"Необходимо отметить, что в проекте Строительного кодекса предусмотрены следующие новшества: создание единого цифрового реестра с внедрением сертификации специалистов, проведение ревизии всех выданных разрешений, новая форма контроля за строительством "мера оперативного реагирования", установление ответственности лиц, принимающих решение по застройке на вверенной территории, общественный контроль при планировании и застройке территорий. Следовательно, проект как раз таки отвечает требованиям времени и потребностям отрасли", – рассказали в министерстве.
Что касается полной ликвидации частной экспертизы, на которую указали в нацпалате, в министерстве отметили, что более 80% объёма экспертных работ передали в конкурентную среду. К компетенции государственной экспертной организации относится 14%.
"Это уникальные проекты и проекты, имеющие стратегическую важность и техническую сложность, которые содержат угрозу возникновения техногенных и экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека. Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путём закрепления законом исключительного права государства", – прокомментировали в ведомстве.
Отмечается, что с момента передачи экспертизы проектов строительства в конкурентную среду частные экспертные организации допускают существенные нарушения. Поэтому по мере принятия Строительного кодекса объёмы экспертизы проектов строительства пересмотрят.
"Во время разработки законопроекта провели более 40 встреч с крупными представителями бизнес-ассоциаций, высших и средних учебных заведений, в том числе на площадке НПП "Атамекен". Кроме того, в мае – июне 2023 года организовали выездные встречи во всех регионах республики, на которых обсудили проблемные вопросы и предложения, которые учли при разработке Строительного кодекса. В феврале и октябре текущего года в Астане и Алматы провели международные конференции и Казахстанский форум строительной отрасли, посвящённый основным положениям Строительного кодекса. Во время процедуры согласования проекта учли все обоснованные предложения и замечания заинтересованных государственных органов", – заключили в Министерстве промышленности и строительства.