Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо!
Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду,
что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в
отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в
конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей
ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для
профессионального педагога.
Однако каждый воспитатель должен ежедневно и ежечасно
самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие
стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком
(рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной
оценке личности ребенка.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка,
придумайте это!" - резонно советует в книге "Нестандартный
ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть
передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Нечто подобное
фигурирует во "взрослой" социальной психологии под именем
"авансирование доверием", что обусловливает значительный личностно и
профессионально развивающий эффект. Техника "интенсивной
психотерапии" в работе с взрослыми людьми, прежде всего, основана на вере
в возможности роста личности.
А теперь о том, как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему
дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за
усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно
было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно
при ее повторении.
2. Повторение похвалы без необходимости действует
как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего
превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его
способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет
его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение
вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная
обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные
атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
3. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то
дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки
усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их
противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее -
замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только
ребенка!). Это снижает побуждение к делу.
4. А противопоставление не может вызвать желания
"брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно
только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого.
Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует
вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно
вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют
успеха.
5. Вредно,
когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и
обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному
отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими,
вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
6. Важно хвалить конкретный
поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом.
Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно
завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с
тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то
это может привести к неврозу.
Вообще, чрезмерная похвала
родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной
потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи
считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из
того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших
слов, заключает о себе.
Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, -
необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно,
правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того
чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя,
он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой
своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе:
"А я молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки
личности в целом педагогически оправданны.
Автор: Галина Акимова
Источник: Adalin.Mospsy.Ru
Фото: Интернет