Психологи и педагоги утверждают, что родители должны учить
детей любви к книге с младенчества. Но как же этого добиться? Мир чтения
неразрывно связан с миром слова: ребенок постоянно слышит различные слова,
многие остаются в его памяти, некоторые становятся любимыми. И, наконец,
приходит время, когда кроха понимает, что эти слова можно найти в книгах.
Чтение должно быть для ребенка чем-то приятным: миром новых знаний,
приключений, эмоций и переживаний, а не обязанностью, которую нужно выполнять
из-под палки. Родители таким образом формируют у ребенка положительное
отношение к чтению.
Мамы и папы должны быть примером для своего ребенка:
необходимо, чтобы он видел, что старшие тоже с большим наслаждением читают
книги (поэтому и ему советуют). Надо обязательно обсуждать прочитанное, это
только усиливает интерес малыша к чтению. Именно тогда, когда дети учатся
складывать слова в предложения, им больше всего нужна помощь родителей, ведь
этот процесс требует от них огромных умственных усилий. Намного легче нажать
кнопку телевизора, чтобы развлечься или узнать какую-то информацию, а не вчитываться
в длинные, запутанные вереницы слов. Поэтому помощь взрослых, их объяснения и
похвалы просто необходимы. И помните, что к чтению можно пристраститься точно
так же, как к телевизору или компьютерным играм, ведь чем больше читаешь, тем
больше хочется (если, конечно, книга интересная).
Главное, помнить следующие правила:
1. Наслаждаться чтением люди учатся годами, поэтому не
требуйте от вашего ребенка, чтобы он в одночасье стал великим любителем книг.
2. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Не корите ваше чадо,
если, на ваш взгляд, он читает книги слишком простые для его возраста. Чтобы
читать что-то более сложное, нужна мотивация: предложите рассказ посложнее, но
чтобы он был интересный или смешной.
3. Самое замечательное – это когда удается сочетать чтение с
другими интересами. Если вашего ребенка интересует природа, то, конечно же, ему
понравятся книги, героями которых являются животные.
Чтобы приобщить ребенка к чтению, советский детский
писатель В. Левин советовал:
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет
разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после
обеда» или «на ночь». Читайте ребенку вслух, по ролям, по очереди – к взаимному
удовольствию.
2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного
действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я
должен уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А
через некоторое время спросите: «Ну, расскажи, что там было дальше, мне это
очень интересно!»
3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен
видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать
это удовольствие.
4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии
или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить
истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: о футболе, конном
спорте – о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем
книга.
6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст,
когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику,
сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по
вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или
отведите место в общем книжном шкафу.
9. Запишите его в детскую или районную библиотеку.
Библиотекари помогут сделать выбор.
10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не
очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не
устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе
почитаем то, что нравится и мне.