Не секрет, что именно первый год жизни ребенка имеет очень большое влияние на дальнейшее развитие. При этом следует помнить: психология и физиология детей от 0 месяцев до 1 года развивается очень быстро. Но первый год важен, поскольку именно в этот период малыш крайне зависим от вас.
Условно развитие детской психики можно поделить на несколько этапов.
Кризис новорожденности. Рождение – очень тяжелый и переломный момент не только для мамы, но и для крохи. Можно сказать, это некий рубеж между одним миром и новым. В этот период происходит кардинальное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от организма матери: новый тип дыхания, питания. Даже сердечко по-новому начинает работать. В этом новом мире надо подстраиваться под температурные режимы, освещение и многое другое. Будет очень хорошо, если вы со своим ребенком проведете вместе его первые часы жизни. В этот период запускается механизм взаимной привязанности «ребенок – мать».
Психика новорожденного представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, помогающих ребенку в первые часы его жизни.
Какие же безусловные рефлексы имеет наш малыш? Это дыхательный и сосательный рефлексы, защитные (например, при прикосновении к векам, ребенок закрывает глаза или зажмуривается при ярком освещении) и ориентировочные (когда ребенок, при прикосновении к уголку губ, начинает искать грудь или когда малыш поворачивает свою головку в сторону источника света) и еще многие другие рефлексы.
В течение года многие из этих рефлексов угаснут. Это свидетельствует о нормальном развитии центральной нервной системы.
Большую часть периода новорожденности ребенок спит. Так же он может двигать ручками и ножками. Просыпается малыш только от какого-либо дискомфорта: голода, жажды, холода или если его разбудили. Но как только вы устраните причину, ребенок сразу засыпает.
Так же ребенок может различить вкус: солёный, сладкий, горький. Может отреагировать на громкие звуки, позже он начнет реагировать и на голос человека и даже повернуть головку в сторону источника звука. Где-то на 3 – 5 неделе жизни малыш уже обращает внимание на яркие игрушки. Правда, пока ненадолго, но все таки.
Приблизительно в месяц ваш крошка уже будет узнавать вас и, при встрече с вами, радостно махать ручками и ножками, издавая разные звуки и даже улыбаться. Подобная реакция называется «комплексом оживления» и он свидетельствует о том, что ваш ребенок переходит из новорожденности в собственно младенчество.
Младенчество в большей степени характеризуется непосредственно-эмоциональным общением с взрослым. Подобное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что является необходимой основой для развития движений, восприятия, мышления и речи вашего малыша. Не всегда наши бабушки могут давать хорошие советы, так как в их время считалось подобное ношение на руках малыша вредным. Сама прекрасно помню, как мне давали подобные советы. Хорошо, что я их не слушала.
В первом полугодии ребенок активно развивает свою речь. Вначале формируется речевой слух, а сам малыш при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. А уже со второго полугодия ребенок уже начинает издавать повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. А уже к концу первого года жизни понимает около 10 – 20 слов, которые произносят взрослые. Сам же может произнести одно или несколько слов, схожих по звучанию с взрослой речью.
Также, приблизительно до полугода, малыш узнает и реагирует только на мать. Потом у него расширяется круг «своих» и «чужих». Месяцев в 6 ребенок уже четко может понять, когда к нему приближается незнакомый человек. В этот период очень интересно наблюдать за малышом: когда его на руки берет, например, папа, а потом, очень похожий на него, брат папы, малыш уже сможет показать, кого из этих двух людей он узнал.
Помимо речи, узнавания, слуха, зрения ребенок активно начинает двигаться. Вначале это просто хаотичные движения ручками и ножками. Месяцам к 2 – 3 ребенок уже может держать что-либо в руках секунд 10 – 20, даже потянуть это ко рту. Месяцев в 5 у вашего малыша на ручке будет самый главный пальчик – большой.
Старайтесь в этот период давать ребенку крупные игрушки, разные по форме и тактильным ощущениям. Произносите названия, цвет и форму этих предметов. Малыши очень любят слушать песенки или стишки с легким мотивом и рифмой. Не ленитесь повторять одну и ту же песню десятки раз.
До шести месяцев ваш ребенок находился практически на одном месте, так как ползать особо не мог. А вот со второй половины первого года жизни вам все чаще надо будет смотреть себе под ноги, потому что там будет нестись с невероятной скоростью ваш маленький торнадо.
С 6 – 7 месяцев ребенок уже может брать довольно мелкие предметы и, естественно пробовать их «на зуб». Теперь прячьте все пуговицы, помады, гвозди.
К 9 месяцам ваш малыш уже сможет показать, где у него находится носик или глазки, попрощается с вами или поздоровается и не отдаст найденную им вашу любимую помаду.
Ну, а к 11 месяцам прячьте свои гаджеты и пульты – это будет самая любимая игрушка вашего разрушителя.
Хочу вам дать совет: наберитесь терпения, сил и выдержки. Очень хорошо, если вам будут помогать ваши самые близкие люди: муж, мама или даже подруга. Посветите всю себя вашему ребенку. Играйтесь наравне с ним, познавайте мир вместе с ним. Удивительно, но вы обычные вещи откроете для себя с новой стороны. В этот первый год станьте продолжением вашего малыша. Если вы постараетесь так организовать свою жизнь с вашим ребенком, сможете легче перенести этот сложный период.
Татьяна Шевчукова