Сегодня на алматинском метро можно проехать всего 13 км. Но даже с учётом небольшой протяжённости этот вид транспорта популярен среди горожан. В 2024 году метро воспользовались более 27 млн пассажиров. Очевидно, что экологичный, стабильный и скоростной транспорт сокращает количество пробок и улучшает качество воздуха в мегаполисе. Тогда почему же новые станции открывают раз в пятилетку?
На каких этапах строительство новых станций алматинского метро и что мешает строить быстрее, разбиралась журналист Informburo.kz.
Первая линия алматинского метро была открыта в декабре 2011 года и включала в себя семь станций. За 14 лет метрополитен расширили всего на четыре станции, в то время как прирост населения составил около 50% (численность горожан увеличилась с 1,4 млн до 2,2 млн человек). Для сравнения: за это же время в Москве открыли 69 станций, в Ташкенте построили 21 станцию, а в Минске – 11 станций.
Так, на строительство станций "Сайран" и "Москва" ушло четыре года. Станции "Сарыарка" и "Бауыржан Момышулы" сооружали семь лет. А станция "Калкаман", о строительстве которой объявили пять лет назад, до сих пор не готова. Власти города признают, что "активное развитие метрополитена крайне важно", но строить быстрее не получается.
"Развитие метро происходит не так быстро, как хотелось бы, по следующим причинам: строительство метро – капиталоёмкий и технологически сложный процесс, требующий значительных финансовых вложений и применения передовых инженерных решений; необходимость изъятия земельных участков под строительство", – ответили в управлении городской мобильности.
При этом в компании Bazis Construction, которая занимается строительством метро, назвали главной причиной промедления несвоевременное финансирование. Тип грунта и сейсмическая активность региона тоже влияют на сроки, но у метростроителей есть технологии для преодоления таких сложностей.
Строительство линии метро в сторону Калкамана началось в 2020 году. Сметная стоимость проекта составила 67,8 млрд тенге. Предполагалось, что объект введут в эксплуатацию в мае 2025 года, но сроки перенесли.
"Срок сдачи станции перенесли с 2025 на 2026 год из-за корректировки проекта в 2023 году, которая была связана с изменением линии и местоположения самой станции. С начала строительства на данный объект выделено 44,4 млрд тенге. Выделение дополнительных средств не планируется", – ответили городские власти.
При этом в администрации Bazis Construction заявили, что с 2020 по 2024 год получили только 12,720 млрд тенге, что составляет всего 21% от объёма финансирования.
"Чтобы не потерять рабочих-проходчиков тоннеля, с августа 2024 года и по настоящее время компания Bazis Construction вынуждена вести проходческие работы за счёт собственных средств. Если власти не предоставят должное финансирование, то строительство метро может затянуться на неопределённый срок", – ответили в администрации компании.
Несмотря на проблемы с финансированием, работы по строительству тоннеля продолжаются круглосуточно. Путь длиной 2,5 км проложили более чем наполовину. Но когда рабочие смогут приступить к строительству наземной станции – неизвестно.
Городские власти до сих пор не завершили снос строений и выкуп участков, на которых должна располагаться станция. При этом в акимате утверждают, что "строительно-монтажные работы ведутся согласно графику".
Основным документом, определяющим стратегию развития Алматинского метрополитена, является Генеральный план города Алматы. Согласно Генплану, к 2040 году протяжённость метро должна увеличиться вдвое. До 2030 года планируется строительство 5,2 км линий метро от станции "Калкаман" до станции "Барлык", а до 2040 года – строительство дополнительных 7,8 км линий метро, соединяющих станции "Алматы-1" и "Алматы-2". Кроме того, в план включили строительство новой линии от станции "Жибек жолы" до аэропорта.
В Управлении городской мобильности обозначили статус строительства новых станций следующим образом:
О том, что происходит на строительной площадке станции "Калкаман" и почему метростроители не получают обещанного финансирования, читайте в следующих материалах.